Планово-предупредительное или по состоянию – какое обслуживание выбрать?

В соответствие с ГОСТ 18322-78 «Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения», техническое обслуживание – комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности изделия при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировании.

Для общего компрессоростроения основными являются 2 вида техобслуживания:

1. Регламентированное – предусмотренное в нормативно-технической или эксплуатационной документации и выполняемое с периодичностью и в объеме, установленными в ней, независимо от технического состояния изделия в момент начала технического обслуживания. Этот вид ТО так же называют планово-предупредительным, т.к. его периодичность рассчитана таким образом, чтобы гарантированно предупредить выход техники из строя.

Пример: замену масла компрессорной установки производить через каждые 4000 ч, но не реже 1 раза в год.

2. С периодическим/непрерывным контролем – контроль технического состояния выполняется с установленными в нормативно-технической или эксплуатационной документации периодичностью и объемом или непрерывно, а объем остальных операции определяется техническим состоянием изделия в момент начала технического обслуживания. Этот вид ТО так же называют обслуживанием по состоянию, причем в современных компрессорах оно оценивается рядом датчиков (перепада давления, температуры, вибрации и т.д.).

Пример: замену фильтроэлемента воздушного фильтра производить при появлении сообщения «замените фильтроэлемент» на блоке управления компрессором.

Особенности регламентированного ТО:

  • не требуется высокой квалификации персонала, периодичность и объем работ уже прописаны, необходимо только заменить соответствующие детали и узлы;
  • обслуживаемые узлы не вырабатывают свой срок службы и часто могли бы использоваться дальше, т.е. владелец несет дополнительные затраты.

Особенности ТО по контролю состояния:

  • требуется персонал, обученный работе по снятию и анализу приборных показаний, или привлечение сторонних организаций к диагностике текущего технического состояния;
  • сами датчики нуждаются в периодическом обслуживании, могут быть неисправны и искажать реальные значения, быть повреждены, что не позволит правильно оценить состояние обслуживаемого узла;  
  • для некоторых материалов, например, компрессорного масла, отсутствуют достоверные датчики состояния;
  • при правильной эксплуатации узлы обслуживаются к моменту выработки своего ресурса, что минимизирует затраты владельца.

Учитывая эти особенности, производители для наиболее ответственных узлов сохраняют регламентированное обслуживание. В компрессорных установках этими узлами являются:

  • компрессорное масло;
  • масляный фильтры, сепараторы;
  • предохранительные клапаны;
  • термостатические клапаны;
  • протяжка электросоединений.

Однако для ряда узлов сегодня есть достаточно точные устройства диагностики (датчики, анализаторы, преобразователи и т.п.), позволяющие непрерывно отслеживать состояние. В компрессорных установках они применяются для:

  • фильтрующих элементов, устройств подготовки воздуха (датчик перепада давления);
  • осушителей (датчик перепада давления);
  • концевых сепараторов (датчик перепада давления)
  • подшипников двигателя и компрессора (датчик вибрации);
  • системы охлаждения масла и сжатого воздуха (датчик температуры).

Таким образом, совместное применение обоих видов обслуживания гарантирует не только надежную и долговечную, но и экономичную работу компрессорного оборудования.