Функции компрессорного масла

Сегодня широкое распространение получили винтовые маслозаполненные компрессоры, в которых сжатие воздуха (в общем случае – газа) происходит в смеси с маслом. В среднем, на 1 м3 всасываемого воздуха в рабочий объем компрессора впрыскивается 7 – 8 литров компрессорного масла, которое выполняет ряд важнейших функций:

1. Смазывание
Подшипники, винтовая пара и шестерни редуктора (если имеется) нуждаются в непрерывной, устойчивой смазке, обеспечиваемой постоянной циркуляцией компрессорного масла через винтовую пару, внутренним каналам или внешним трубопроводам, питающим подшипники и редуктор.

2. Охлаждение
При непосредственном контакте масла со сжатым воздухом и деталями компрессора теплообмен осуществляется наиболее эффективно. По температуре масла оценивается рабочая температура подшипников, по температуре масловоздушной смеси – режим работы компрессорной установки. 

3. Повышение герметичности
Заполняя гарантированные зазоры в винтовой паре, между винтами и корпусом, масло значительно повышает их гидравлическое сопротивление. Перетечки масловоздушной смеси внутри компрессора из камеры нагнетания обратно в камеру всасывания существенно снижаются.

4. Удаление продуктов износа
Механические частицы, неизбежно образуемые при работе пар трения и вымываемые с поверхностей масловоздушной смесью, выносятся в масле и оседают на масляных фильтрах, что сводит к минимуму абразивный износ винтовой пары, внутренних поверхностей каналов и узлов.

Перечисленные функции масла делают маслозаполненные компрессорные установки менее дорогими по сравнению с безмасляными. Гарантированные зазоры в винтовой паре могут быть выполнены менее точно, т.к. герметичность будет обеспечена маслом, что делает технологию производства винтов менее затратной. Температурное расширение винтов ввиду их постоянного охлаждения маслом меньше, поэтому могут быть применены менее дорогостоящие материалы. Не требуется отливать на корпусе компрессора оребрение или каналы для охлаждающей рубашки. Контроль температурного режима работы по температуре масла и масловоздушной смеси более объективен, чем по температуре сжатого воздуха или корпуса, а благодаря постоянному развитию и совершенствованию систем маслоотделения, их наличие в маслозаполненной компрессорной установки сегодня лишь незначительно увеличивает ее стоимость и позволяет свободно конкурировать на рынке с безмасляными аналогами.